phone +7(902)094-23-23

Как строительной компании не платить неустойки при исполнении государственного контракта

04.12.2022 Просмотров: 85 Комментариев: 0
Автор статьи Томахин М.С. - юрист ЮП "Бизнес защита".

Законодательная основа

Законодательная основа отношений между госзаказчиком и строителем-подрядчиком преимущественно сосредоточена в следующих источниках:

  • Гражданский кодекс РФ - Глава 37 «Подряд»,
  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
  • Множество практических комментариев применения Закона о контрактной системе содержится в Обзоре судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.

Практика

Чаще всего исполнителям государственных контрактов отводится необоснованно критически малый срок, чтобы выполнить работы по капитальному ремонту. Исполнитель не укладывается в такие сроки, а заказчик требует внушительные неустойки.

Случается, что сжатые сроки обоснованы объективными обстоятельствами. Пример: учреждению здравоохранения необходимо принять оборудование, и к этому моменту помещение, а иногда и целое здание, должно быть подготовлено. В таком случае соблюдение сроков – обоснованная и важная составляющая договора. Но в нашей практике процент подобных примеров ничтожно мал. В основном сроки выполнения работ ужаты искусственно, для расширения рычагов давления на исполнителя госзаказа.

Когда сроки выполнения обязательств уже нарушены, диалог закономерно обостряется: заказчик угрожает не заплатить, не подписать важные документы и т.п. По нашему опыту такие конфликты характерны именно для Волгоградского региона. По уверению коллег, да и самих строителей, в соседних регионах подобные инциденты происходят значительно реже. Мною накоплена содержательная и объемная практика в разрешении споров госзаказчика и строителя-подрядчика.

Как избежать неустойки

Важно помнить следующее:

  • Обязательно согласовывайте с заказчиком любое отклонение от проектного решения в письменном виде.
  • Письменно мотивируйте согласования с проектной организацией, внесение изменений в проектно-сметную документацию.
  • Если у вас не будет письменного согласования на изменение проектного решения, увеличение сметы, вы рискуете не сдать такие работы заказчику либо не дождаться оплаты.
  • Представитель заказчика на стройке и представитель заказчика в расчетах за выполнение - это всегда разные люди! Поэтому если вы выполнили дополнительный объем на строительной площадке, но не учли его в смете, такую работу попросту не примут и не оплатят. И если кому-то это кажется очевидным, боюсь вас расстроить: с такими вопросами обращаются очень часто.
  • Основания к продлению срока исполнения работ, также как и основания к их приостановлению должны быть не только мотивированы, но и существенны. Часть 1 ст. 716 ГК РФ гласит:

«Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:

  • непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
  • возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
  • иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.»
    • Формулировки, использованные в статье ГК РФ, весьма размыты, но уповать на это не следует.

      Практика

      Подрядчик (при наличии прочих причин, которые не стал афишировать) приостановил ремонтные работы, ссылаясь на статью 719 ГК РФ, поскольку заказчик в нарушение СП 48.13330.2019 не представил ему ранее возвращенную проектно-сметную документацию, не содержащую штампа «В производство работ». Иных оснований к такому одностороннему действию не усматривалось и во взаимной претензионной переписке не упомянуто.

      Заказчик справедливо сослался на Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ о передаче всего комплекта документов и наличии его полного пакета в электронном виде, счел не обоснованным приостановление работ по указанным обстоятельствам.

      Руководителя подрядчика удалось быстро переубедить, указав на безосновательность приостановления работ, и негативные последствия для него не наступили.

      Последствия несогласованного с заказчиком приостановления работ

      Возможные последствия такого рода одностороннего действия:

      • расторжение контракта по инициативе заказчика;
      • неоплата уже выполненных, но не принятых заказчиком работ;
      • требование выплаты неустоек;
      • дополнительные существенные риски, о которых далее.

      Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)

      Если подрядчик необоснованно и несогласованно приостанавливает ремонт или строительство и срывает сроки, он подвергает себя еще и риску оказаться в реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Попадая в реестр, предприниматель теряет возможность участвовать в госконтрактах на 2 года.

      Процедуру и причины, по которым исполнителя могут включить в РНП, определяет статья 104 закона 44-ФЗ. Причин две:

      1. Уклонение исполнителя от заключения контракта.
      2. Существенное нарушение условий контракта исполнителем, из-за чего заказчик расторгает его в одностороннем порядке или контракт расторгается судом по требованию заказчика.

      При этом госзаказчик регламентно, то есть автоматически подает данные в РНП, при наличии оснований указанных выше.

      Отмена пени по госуслугам из-за внешних санкций

      Часто подрядчики-участники госзакупок опрометчиво уверены, что штрафы и пени им не грозят, если они нарушили обязательства по государственному или муниципальному контракту из-за внешних санкций. Ведь в силу вступило Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 340 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783", в котором оговорен бессрочный порядок списания штрафов и пеней с поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые нарушили обязательства по государственному или муниципальному контракту из-за внешних санкций.

      Но все не так просто: для списания пеней и штрафов необходимо представить госзаказчику письменное обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

      А такое письменное обоснование, подтверждающие документы представить получится не во всех случаях. Допустим непоставку «санкционного» оборудования письменно обосновать возможно. Но как быть с увеличением цен на стройматериалы – вопрос открытый, не имеющий простого решения. То есть в каждом конкретном случае разбираться необходимо отдельно, учитывая все меняющиеся условия.

      Резюмируя: каждый эпизод отклонения от проектно-сметной документации необходимо мотивировать и согласовать с заказчиком, проектной организацией в письменном виде.

      Но далеко не каждое намеченное подрядчиком основание является «рабочим» в обсуждении продления сроков исполнения обязательств. Не каждое обстоятельство позволяет подрядчику работы приостановить.

      Юридическое партнерство Бизнес Защита учитывая имеющийся опыт, опишет потенциальные или уже имеющиеся правовые риски, предложит способы усилить правовую позицию Строителя при исполнении госконтракта.

Комментарии (0)
avatar