phone +7(902)094-23-23

Уголовное преследование по ст. 198, 199 УК РФ

04.12.2022 Категория: Изменения в законодательстве Просмотров: 69 Комментариев: 0
Автор статьи Жиров М.В., адвокат ЮП "Бизнес защита".

При возникновении пограничных, спорных ситуаций обусловленных проверочными мероприятиями, проводимыми налоговыми органами, полицией, с началом или в ходе затянувшегося в арбитраже спора с «налоговой», при возбуждении уголовного дела и с началом активной фазы следственных действий, перед руководителем, владельцем бизнеса встает вопрос: «могут ли меня посадить».

При ответе на этот нетривиальный вопрос следует исходить, прежде всего, из невыплаченных в казну сумм. От этого зависит уголовно-правовая квалификация для налогоплательщика, тяжесть возможного осуждения.

Наиболее распространенным является уголовное преследование по ст. 198, 199 УК РФ. О чем далее подробнее.

Для налогоплательщика физического лица, ИП за неплатежи в пределах трех финансовых лет подряд в сумме более 2,7 млн. руб. предусмотрена ответственность до 1 года лишения свободы; в сумме более 30 млн. руб. – до 3 лет лишения свободы.

За налоговые невыплаты юридических лиц при их размере за трехлетний финансовый период свыше 15 млн. руб. (крупный размер) предусмотрена ответственность до 2 лет лишения свободы. Если эта сумма составила особо крупный размер, а точнее превысила 45 млн. руб., максимальный срок наказания в виде лишения свободы увеличивается до 6 лет.

При осуждении за преступления, максимальный срок наказания за которые не превышает 3 лет лишения свободы, то есть за преступления небольшой тяжести, риск быть изолированным от общества, «попасть за решетку» стремиться к нолю. Для лиц, совершивших преступление небольшой тяжести впервые, либо для тех, кто юридически является несудимым, когда судимость погашена по сроку или снята судом, назначение наказания в виде лишения свободы (даже условно) невозможно в принципе, в том числе, если такой вид наказания предусмотрен соответствующей статьей УК РФ.

Для тех, кто попадает «под статью» до 6 лет лишения свободы, то есть преследуется за совершение преступления, отнесенного к категории тяжких, риск быть подвергнутому наказанию в виде лишения свободы реален. При этом следует учитывать устойчивую либерализацию уголовного законодательства в части преследования за совершения преступлений в экономической сфере.

Прямо сейчас активно прорабатывается инициативы Президента РФ, Бизнеса о дальнейшем смягчении ответственности за уголовные проступки последних.

Так предлагается снизить максимальный размер наказания за налоговые преступления в виде лишения свободы с 6 до 5 лет, таким образом, переведя совершенное преступление из категории тяжких в категорию средней тяжести. В этом случае давность привлечения к уголовной ответственности за налоговое преступление существенно сократится с 10 до 6 лет. То есть в уголовно правовом понимании «налоговые грехи», допущенные за пределами уже не 10-ти, а 6-ти летнего срока не будут образовывать никаких уголовных последствий. Давность же привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений небольшой тяжести составляет всего 2 года.

Опять же следует учитывать, что суд в действующей редакции закона, при назначении наказания даже за налоговое преступление, отнесенное к категории тяжких, как правило, постанавливает считать его условным. Такое поведение суда также продиктовано общей тенденцией либерализации уголовного закона, который нацеливает правоприменителя на изоляцию осужденного от общества только в случае, если для этого общества он представляет угрозу.

Помимо сказанного важно отметить, что погашение налоговых недоимок налогоплательщиком, влечет прекращение уголовного преследования на любой его стадии. В проекте же норма закона, вовсе препятствующая уголовное дело возбуждать, когда налоговая недоимка имела место, но к текущему моменту полностью погашена. Вместе с тем, с предстоящим смягчением уголовных норм для Бизнеса не стоит ожидать ослабления напора со стороны Государства при проведении всякого рода проверок.

Не стоит забывать, что помимо налоговых органов, способных инициировать в отношении вас уголовное преследование, органы полиции, в частности оперативные подразделения УЭБиПК (Управление экономической безопасности и противодействия коррупции) региона, города, районов законодательно обязаны выявлять налоговые преступления. От последних не стоит ожидать понижения служебного рвения. Даже в сегодняшней ситуации, без учета очередной либерализации уголовного закона, для «оперов» «клиентская база» ничтожно мала даже в масштабах всего региона. Напомню, что преступление становится тяжким при сумме налоговой недоимки от 45 млн. руб. Преступления небольшой тяжести в круг служебных интересов вышеописанных сотрудников не входят.

Но поскольку закон то меняется, а сотрудники никуда не делись, не стоит сбрасывать со счетов нежданные визиты, запросы и проверки.

Мы готовы проанализировать запрос на предоставление документации на предмет соответствия законодательству РФ, помочь подготовить необходимые документы или письменно обоснуем отказ в их выдаче. Примем участие в оперативно-розыскных мероприятиях. На месте дадим компетентное заключение, насколько обоснованы запросы правоохранительных органов. Изучим документацию и дадим письменный анализ налоговых рисков и потенциального нарушения уголовного законодательства. Поможем составить наиболее безопасную линию поведения для руководителя и бенефициаров. Адвокатское сопровождение любых проверочных мероприятий с вашим участием, в том числе с вызовом в правоохранительные органы.


Теги материала:

Налоговые преступления

Комментарии (0)
avatar